МБОУ «СОШ № 38 имени Героя Российской Федерации В.А. Дорохина» г. Симферополя

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 38 имени Героя Российской Федерации В.А. Дорохина» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

Страничка логопеда/дефектолога

читель-логопед 1 квалификационной категории
Запорожцев Игорь Всеволодович, родился в Симферополе, образование высшее.
Стаж работы логопедом 15 лет.

        Мой путь в профессию был обусловлен семейной традицией. так как в моей семье все кроме отца –логопеды.  Сегодня же, я с уверенностью могу сказать, что занимаюсь любимым, важным и полезным делом — своим делом, считаю себя состоявшейся в профессии. Для меня ценен, интересен и неповторим каждый ребёнок, с которым я работаю. Каждый ребёнок является личностью со своим темпераментом, характером, привычками, способностями, и каждый требует к себе особого индивидуального подхода.
     Несмотря на все сложности профессии, работу свою люблю.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 6-7 лет»

Консультация для родителей
«Развитие речи детей 6-7 лет»
 
   Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, требующий определенного уровня готовности к этому этапу и учебной деятельности. Прежде всего, необходима сформированность желания учиться, то есть мотивационная готовность. Без осознания «надо» ребенок не сможет успешно обучаться. Подготавливая ребенка к школе необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, анализировать.
   Особое внимание обратите на развитие речи ребенка.
Показатели речевого развития детей 6-7 лет
  • В норме словарный запас ребенка 6-7 лет насчитывает от 3500 слов (в 7 лет словарный запас может достигать до 7 000 слов).

  • Дошкольник активно использует образные выражения, метафоры («солнечная улыбка» и т.д.). Выстраивает грамматически верные предложения (склоняет все члены предложения по роду, числу и падежу).  Причем, несколько простых предложений ребенок может объединять в одно с помощью союзов «потому что», «когда», «если» и так далее.

  • В этом возрасте дети любят рассказывать истории, отвечать на вопросы, придумывать сюжеты по картинкам. При этом часто при пересказе второстепенные детали сюжета опускаются, ведь все внимание ребенка сконцентрировано на основных персонажах.

  • Дошкольник 6-7 лет может не только объяснить значение знакомого слова, но и рассуждать о возможном значении незнакомых выражений.

  • Ребенок способен в беседе озвучить свое эмоциональное состояние и мнение по поводу определенной ситуации. Дети 6-7 лет очень любят рассуждать о явлениях жизни, наблюдать за происходящим и делиться с близкими впечатлениями.

Вас должны насторожить следующие показатели:
  • Ограниченный словарный запас (менее 3000 слов).

  • Неправильное произношение звуков, замена одних звуков другими.

  • Трудности различения звуков или их смешение.

  • Грубые аграмматизмы в речи.

  • Заикание, запинки, чрезмерные паузы между словами, скандирование слов.

  • Не проговаривание окончаний в словах.

  • Сложности с запоминанием стихов, пересказом текста.

  • Частая расстановка неправильного ударения.

При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет эффективно разрешить возникшую проблему.
 
Как развивать речь ребенка в 6-7 лет?
  1. Основным источником развития речи ребенка 6 лет, как и в более младшие периоды, остается общение со взрослыми.
    Разговаривайте с дошкольником как можно чаще, спрашивайте, как он провел свой день, обсуждайте прочитанные вместе книги, просмотренные мультфильмы. Темой для разговоров могут быть совместные посещения театра, цирка, выставок. Такие мероприятия не только разовьют речь, но и расширят кругозор ребенка.

  2. Рекомендуем пересмотреть домашнюю библиотеку и дополнить книгами, соответствующими возрасту. Как правило, дети 6 лет предпочитают книги о жизни животных, приключенческие повести  и детские детективы. Посетите вместе книжный магазин и выберете, что понравится дошкольнику.

  3. Посетите детскую библиотеку. Конечно, они сейчас не так популярны, как во времена нашего детства, но именно атмосфера библиотеки может заинтересовать ребенка в самостоятельном чтении. К тому же сейчас во многих детских библиотеках созданы все условия, чтобы увлечь детей книгами (удобные читальные залы, новые красочные книги и даже игрушки).

  4.  Разнообразьте совместное времяпрепровождение играми на развитие речи. Особенно полезными будут упражнения на увеличение словарного запаса.

  1. Научите ребенка пересказывать и без стеснения говорить на публике. Ораторское искусство – навык, который пригодится и сослужит верную службу на протяжении всей жизни. Освоить выступление на публике вам поможет игра «в школу».
    Попросите ребенка выучить стихотворение или подготовить небольшой пересказ. И предложите поиграть: «Давай мы потренируемся. Представь, что я учительница, а папа – ученик, ты вышел рассказывать к доске стихотворение».  Папа для пущей убедительности может вести себя как типичный ученик, а вы сделать голос, как у учительницы и вызвать ребенка к доске.

Вот несколько игр, которые будут интересны вам и вашему ребенку.
 «Отгадай-ка»
Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения.
Ход игры: взрослый перечисляет части задуманного предмета (кудрявая, белоствольная, зеленая, с сережками), ребенок должен отгадать задуманный предмет. Потом можно поменяться ролями.
 
 «Я знаю 5…»
Цель: расширение словаря, развитие воображения.
Ход игры: родитель говорит «Я знаю 5 диких животных (фруктов, профессий, частей тела или частей предмета и т.д.)» и перечисляет 5 названий. Затем ребёнок должен выбрать категорию и назвать 5 соответствующих названий.
 
«Правда или ложь»
Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения, эрудиции.
Ход игры: родитель говорит любое утверждение (например, «чашка и грабли – это посуда» или «медведь любит морковь»), ребенок должен сказать, правда это или нет и объяснить почему.
 
 
 
«Скажи по-другому»
Цель: расширение словаря, развитие воображения.
Ход игры: родитель называет слово-предмет, а ребенок подбирает как можно больше слов-действий этого предмета: зайка – бежит, скачет, прыгает и т.д.
Или родитель называет слово-действие, а ребенок подбирает  слова-предметы: бежит – мальчик, время, зайка и т.д.
 
«Подбери словечко»
Цель: развитие фонематического слуха, расширение словаря.
Ход игры: родитель предлагает ребёнку подобрать как можно больше слов начинающихся с заданного звука или слога (ма – мама, машина, малина, магазин и т.д.).
«Кто длиннее?»
Цель: расширение словаря, подбор однокоренных слов.
Ход игры: родитель предлагает «удлинить» короткое слово: рыба – рыбка, рыбешка – рыбонька — рыбалка и т.д.
«Похожие слова»
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель — друг — враг;
Грусть — радость — печаль;
Еда — очистки — пища;
Труд — завод — работа;
Танец — пляска — песня;
Бежать — мчаться — идти;
Думать — хотеть — размышлять;
Шагать — сидеть — ступать;
Слушать — глядеть — смотреть;
Трусливый — тихий — пугливый;
Старый — мудрый — умный;
Бестолковый — маленький — глупый;
Смешной — большой — огромный.
 
«Два приятеля»
Цель: развитие словаря синонимов.
Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный — (маленький), смелый — (храбрый), прекрасный — (красивый) и т.д.
 
«Какой? Какая? Какие?»
Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Например, трава (какая она?) — зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
 
«Назови ласково»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
 
«Магазин посуды»
Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.
            Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница. Посуда для салата — салатница; посуда для хлеба — хлебница; посуда для молока — молочник; посуда для масла — маслёнка; посуда для конфет — конфетница; посуда для сухарей — сухарница; посуда для соли — солонка; посуда для сахара — сахарница.
После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.
 
«Выбери правильное слово»
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
 
«Закончи предложение» 
Цель: употребление сложноподчинённых предложений.
-Мама положила хлеб… куда? (в хлебницу)
-Брат насыпал сахар… куда? ( в сахарницу)
-бабушка сделала вкусный салат и положила его… куда? (в салатницу)
— Папа принёс конфеты и положил их … куда? (в конфетницу)
-Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)
-Мы включили обогреватели, потому что… (стало холодно)
-Я не хочу спать, потому что… (рано)
-Мы поедем завтра в лес, если… (будет хорошая погода)
-Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)
-Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись то собаки)
«Кому угощение?» (употребление трудных форм существительных)
 
«Назови три слова» (активизация словаря)
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
-Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
-Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.
«Кто кем хочет стать?» (употребление трудных форм глагола)
            Развитие речи 6–7 лет – яркое свидетельство вложенных в развитие ребёнка сил родителей и педагогов. Овладение речью поможет будущему первокласснику успешно овладеть школьной программой. Совершенствование речевых умений в этом возрасте не заканчивается, оно будет продолжаться на протяжении всей жизни человека. Богатый словарь, правильная речь, умение интересно высказываться и передавать свои мысли другим – достойный итог речевого развития дошкольника и прочный фундамент для успешного начала школьной жизни.

Консультация для родителей «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»

Консультация для родителей на тему:
«Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»
 
Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
 
Ход консультации
  1. Вводная беседа.

О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается.
Детям с недоразвитием речи значительно сложнее выражать связность своих мыслей как в устной, так и, в будущем, в письменной речи (возникают нарушения письма различной тяжести). Им трудно поддерживать диалог со сверстниками и взрослыми. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Поэтому задача всех заботливых родителей — вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка.
Для детей дошкольный возраст — это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
 
  1. Основные правила «воспитания» правильной речи ребенка.

 
Речь ребёнка, в первую очередь, становится по подражанию. Не подстраивайтесь к языку малыша (лепетание, сюсюканье и другие искажения). Подобная манера общения не только не стимулирует ребёнка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки. Произносите всегда все слова чётко и правильно.
Большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей чёткой дикции, правильного звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического восприятия.
Полезны игры, основанные на звукоподражании (как звенит колокольчик – дзинь, дзинь; как стучат колёса поезда — тд, тд; как кричит кукушка — ку-ку и т. п.).
Для развития диалогической и монологической речи хорошо использовать игровой метод в сочетании с приёмами показа, пояснения, указания, с вопросами. Это может быть любая воображаемая ситуация в развернутом виде, в котором присутствует сюжет и есть роли, наделённые игровыми действиями. Например, в играх «Больница», «Магазин», «Строители». Желательно, чтобы ребёнок не был предоставлен в играх самому себе. В сюжетные игры играйте вдвоём или всей семьёй.
Обогащая активный и пассивный словарный запас ребёнка, используйте словесные методы в сочетании с практическими наглядными. Основными словесными методами являются – беседа, рассказ, чтение. Всё это можно использовать с ребёнком в игре, в транспорте, на прогулках. Куда бы вы ни шли – общайтесь с ребёнком, объясняйте, поясняйте, что вокруг вас, почему это так устроено и зачем это нужно. Такими действиями и приёмами вы развиваете его внимательность, любознательность, мыслительные процессы. Ребёнок будет стремиться к новым знаниям, если с детства у него вызывать заинтересованность к окружающему миру через игру.
Используя пальчиковые игры, хорошо развивать речь, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, координацию движений.
 
  1. Артикуляционная гимнастика.

 
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы и мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц, если можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит, что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует артикуляционная гимнастика, помогающая укрепить мышцы органов речи и подготовить базу для чистого звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед.
Проверив, какие звуки не произносит Ваш ребёнок, логопед подберёт комплекс упражнений именно для этого нарушения. Для неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков, подойдёт основной комплекс артикуляционной гимнастики.
При подборе и выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность:
  • от простого упражнения к сложному;

  • выполнение упражнения в медленном темпе — обязательно перед зеркалом;

  • постепенное увеличение количества повторений до 10–15 раз;

  • ребёнок выполняет правильно движения — убираем зеркало;

  • артикуляционную гимнастику ребёнку должен показать взрослый, для этого он сам должен правильно выполнять все упражнения.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5, а всё занятие — 10–12 минут.
Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.
Некоторые упражнения проводятся под счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка. 
Упражнения выполняются ребёнком поэтапно: он улыбается, показывает зубы, приоткрывает рот, поднимает кончик языка к бугоркам, произносит звук т-т-т-т-т-т-т, затем делает губами широкую трубочку, приоткрывает рот, превращает язычок в «чашечку», выдувает тёплую струю на ладошку.
Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать с ним данное движение.
Наберитесь терпения! Помните, что выполнение артикуляционных упражнений — это трудная работа для ребёнка.
 
  1. Заключение

 
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть правильным звукопроизношением.

Игра-практикум для родителей на тему: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Теоретическая часть. Сообщение учителя- логопеда.
В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее недоразвитие речи, одновременно моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молнии. В чем же причина? Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застегивать ее, завязывать шнурки. Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Специалисты в области логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.
Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, то есть сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.
Начинать работу лучше с массажа (позже — самомассажа).
Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев годовалого малыша,
  • вдвое ускоряет процесс овладения им речью,

  • способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук,

  • массируя пальчики, вы воздействуете на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Продолжительность массажа 3-5 минут. Проводить массаж можно ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через 10-30 дней. Во время массажа можно слушать приятную, лучше классическую музыку. Пассивные движения выполняются взрослым с большой амплитудой движений, не допуская неприятных ощущений у ребенка, в медленном темпе. Во время пассивных упражнений необходимо ласково обращаться к ребенку, не вызывая у него отрицательных эмоций.
Уважаемые родители, посмотрите пожалуйста на столы. На них лежат различные предметы. Сейчас вам нужно будет в течении 5 минут придумать игры с этими предметами, с помощью которых можно развивать мелкую моторику. (Родители предлагают свои варианты).
Прятки
Возьми короткий карандашик
и сожми его в кулачке, спрячь.
А теперь спрячь в другой руке.
Карандашик я сжимаю
И ладошку поменяю.
— потирание ладоней одна о другую;
Родители кладут на ладонь короткий карандаш, сжимают и разжимают кулак…
Игры с элементами массажа
— перекатывание между ладонями предметов с неровной поверхностью (грецкий орех, граненый карандаш). Например, упражнение
Утюжок
Возьми толстый карандаш.
Положи его на стол.
«Прогладь» карандаш сначала одной ладонью,
потом другой, покатай карандаш по столу:
Карандаш я покачу
Вправо-влево — как хочу.
— постукивание кончиками пальцев рук по столу; нажимание на карандаш поочерёдно кончиками пальцев.
 
 
 
 
Например, упражнение
Игра с горошком
 
           Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать,
Надо пальчику сказать:
— Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай
И другому передай.
Внимание! Во время игр с мелкими предметами не оставляйте малыша без присмотра!
Массаж ладоней и пальцев рук массажным мячиком
  1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

  2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

  3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

  4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4-6 раз).

  5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

  6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20-30 см и поймайте его.

  7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз).

  8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Пододвиньте корзинку, накрытую жёлтой салфеткой. Возьмете из неё мячики.
В руках у родителей разноцветные массажные мячи-ёжики. Совместно с логопедом папы и мамы выполняют предлагаемые движения.
Игры с прищепками.
Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. Кроме того, развивая мелкую моторику у ребенка, мы одновременно развиваем его творческий потенциал. И через некоторое время вы заметите, что ребенок пытается конструировать сложные модели, рисовать объемные элементы, объединять и скреплять то, что скрепить нельзя по определению. Вместе с мелкой моторикой развивается логическое мышление ребенка.
С прищепками можно экспериментировать и придумывать различные игры на ходу.
Как играть:
Дети сначала учатся только снимать прищепки, и лишь потом одевать.
Солнышко
Пожалуй, самой популярной игрой с прищепками можно по праву назвать «Солнышко».
Рыбки
Предложите ребенку накормить рыбок, показав, как рыбки-прищепки открывают ротик. Попробуйте захватывать таким образом мелкие предметы — макароны, пуговицы и т. п. Эта игра отлично развивает мелкую моторику и координацию движения ручек.
 
Вешаем бельё
Натяните верёвку на уровне глаз малыша. Предложите ему повесить платочки и носочки (любые мелкие вещи, можно кукольную одежду). Это действие окажется для ребенка значительно сложнее, чем простая игра в «Солнышко», ведь верёвка узкая и подвижная, а маленькая вещица так и норовит упасть с верёвки. Такая игра отлично развивает чёткую координацию движений рук и мелкую моторику.
 
Игры с различными крупами
 
«Сухой бассейн»
Наполните половину коробки (корзинки, крышки от контейнера для торта) сухим горохом. Заройте какую-нибудь маленькую игрушку.
Пусть ребенок опустит ручки в сухой бассейн и найдет там спрятанный предмет («Кто в домике живет?»).
Летом можно играть на свежем воздухе, отыскивая «клады» в сухом, теплом песке.
Кроме игр с маленькими предметами очень полезно пересыпать сухой песок из ладошки в ладошку.
 
Игры с различными крупами
 
«Кто пришел?»
— рисуем на манке (песке), рассыпанной на ярком подносе, следы (круги, овалы, дорожки), разные по величине (большим пальцем, указательным, мизинцем).
— рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч, тар, кирпич, кубик).
Рисовать на манке (песке), рассыпанной на подносе можно пальчиками или деревянными палочками.
 
Игры с различными крупами
 
«Заготовка корма для зимующих птиц» (или «Угощение для птиц»)
— рассортировать фасоль и горох.
«Подарок для мышек и мышат»
— рассортировать семечки тыквы и подсолнуха.
«Чашки – ложки»
Предложите ребёнку пересыпать маленькой ложкой сахар из одной чашки в другую.
Упражнения с палочками и спичками
«Строим забор (домик, лесенку)» из счетных палочек (закрепить знания о цвете и размере).
«Ежи и ежата» — втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек.
«Солнце светит ярко-ярко» — выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого круга.
Родителям предлагается скатать из пластилина комочки. Затем пластилиновые комочки серого и чёрного цветов «превратить в ёжиков», жёлтые комочки – в «одуванчики», воткнув в них спички.
Для игр используйте только спички с отрезанными головками!
 
Тактильные ощущения
Тактильные ощущения для ребенка очень важны. Тактильные ощущения – огромная сфера нашей жизни и при нехватке тактильных ощущения ребенок может страдать физически, у него может снизиться настроение. Ощущения нужны ребенку разные, и далеко не только нежные. Дети часто выбирают дощечки с самой грубой наждачной бумагой и буквально наслаждаются прикосновением к ней. Необходимы ребенку контрастные ощущения. Много исследований шло и в настоящее время идет по изучению кожного зрения, результаты бывают удивительные и не только у слепых людей.
«Волшебный мешочек». Многие знают о «Волшебном мешочке». Есть много разных способов его применения. Он полезен тем, что маленькому ребенку трудно закрывать глаза и не подглядывать. Играя в «волшебный мешочек» предлагайте ребенку доставать предметы и левой и правой руками. И так, начинаем, разложите предметы перед ребенком, рассмотрите их, назовите. Попросите ребенка так же их назвать, ведь ребенок может правильно угадать, но он этот предмет называет не так как вы. Теперь положите все в мешочек, начинаете вы, что-то нащупали и пытаетесь отгадать. Делайте это вслух, например, вот так: «Кажется это куколка, да, вот вроде ручка, а есть ли ножка, ага, вот и ножка, точно, это куколка». После этого достаете и радуетесь, как я здорово угадала, а теперь ты? Предлагаете ребенку. Если ему одной рукой сложно, пусть он попробует двумя, если он что-то взял, но не может отгадать, предложите ему взять другой предмет, но только пусть не вытаскивает, пока не скажет, что у него в руке. Даже если ошибется, все равно порадуйтесь тому, что он молодец, ведь он же что-то сказал.
Найди пару. Можно использовать дощечки с наклеенными материалами или парные кусочки ткани. Дайте потрогать один материал, но так, чтобы ребенок не видел, что он трогает. Затем надо найти такой же среди лежащих перед ним. Так все остальные надо разобрать по парам.
Игры с водой
  1. Переливания:

Из ведра в ведро. Известно, что ребятам с гиперактивностью или просто «сверхактивным» показаны регулярные игры с водой. И чем шустрее ваш малыш, тем больше должен быть объем воды, с которым он играет. Переливать лучше теплую воду половником, кружкой, ковшиком, что у вас под рукой окажется. Чем разнообразнее будут емкости, тем больше ощущений получит малыш.
Из миски в миску. Это можно делать и сидя за столом. Переливать воду из миски в миску можно чем угодно. Например, ложкой, кофейной чашечкой, пипеткой (мисочки нужны поменьше), резиновой грушей, губкой, шприцом (без иглы, разумеется). Научите ребенка управляться с этими предметами, покажите сами и сделайте несколько движений его ручкой.
Переливание через воронку. Здесь вам понадобятся 2 емкости с узким горлышком, например, бутылки. Из одной бутылки малыш наливает воду в другую через воронку. Затем воронка переставляется, и операция повторяется.
  1. Вылавливание шариков. Набросайте в ведро шариков от пинг-понга, а ребенку дайте сито или маленький сачок. Малыши обожают вылавливать «рыбок» из ведра и складывать их в мисочку.

Логопед: Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на наши вопросы анкеты! Раздать анкеты.
pdf
Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду..pdf
Навигация
Контакты
© ООО “OxDev”. Все права защищены.

    Наш сайт нуждается в файлах Cookie

    Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии для улучшения его работы. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов